Начало сольного исполнительства на баяне в Красноярском крае было положено в середине 30-х годов, когда при зародившихся радиокомитетах появились в штате баянисты. Так, с 1934 года в штатном списке Красноярского краевого радиокомитета оказался баянист Ельников. До середины 1937 года ему приходилось проводить до 18 выступлений в прямом эфире с длительностью каждой передачи не менее 12 минут. В штате Игарского радиокомитета трудился баянист И. В. Рожков (имевший, кстати, самый высокий оклад в радиокомитете). В начале 60-х годов при Абаканском областном радиокомитете работал заслуженный артист Туркменской ССР В. П. Карев. С открытием в Красноярске краевого концертного бюро и созданием на его базе концертных бригад появился ряд баянистов, взявших на себя не только функции аккомпаниаторов, но и солистов-инструменталистов. Всего вероятнее, что первые шаги местных солистов-баянистов ограничивались двумя-тремя пьесами эстрадно-развлекательного характера или обработками народных тем. Нам мало что говорят сегодня фамилии баянистов — Л. Франк, В. Ануфриенок, А. Трапезников, Н. Непомнящий, В. Киреев и др. Но это не умаляет их трудную, разноплановую работу по пропаганде исполнительского искусства игры на баяне. Благодаря их усилиям была подготовлена почва первых «баянабендов» на красноярской земле. Немаловажную роль в становлении сольного концертирования на баяне в Красноярске сыграли баянисты гастролеры, число которых к концу 60-х годов заметно возросло. За первое послевоенное десятилетие красноярцы познакомились с искусством лишь одного баяниста - солиста Новосибирской филармонии И. И. Маланина. Концерт москвича Юрия Казакова заставил иными глазами посмотреть на возможности баяна, на его академичность, что соотносилось с такими инструментами, как рояль, скрипка, виолончель. Причем Ю. И. Казаков продемонстрировал свое мастерство в совместных программах с прославленным виолончелистом М. Л. Ростроповичем, которому также и аккомпанировал. Вслед за этими концертами (они состоялись в августе 1958 года) последовали не менее удивительные: июнь-июль 1961 года — лауреаты международных конкурсов Ю. Казаков (баян) и Р. Соболевский (скрипка), объединенная программа, апрель 1962 г. — сольные концерты Ю. Казакова, июль-август 1962 г. — сольные концерты Ю. Казакова и лауреата международного конкурса В. Бесфамильного (баян), март 1964 г. — совместный концерт лауреатов международных конкурсов И. Козолупова (виолончель) и А. Беляева (баян), сентябрь 1964 г. — сольные концерты Ю. Казакова, февраль 1965 г. — сольные концерты А. Беляева. Затем последовали концерты баянистов Э. Митченко (апрель 1965 г.), А. Полетаева (октябрь 1965 г.), В. Галкина (октябрь 1966 г.) и др.
Вслед за успешными концертами гастролеров начинают показывать сольные вечера и красноярские баянисты. Одним из первых музыкантов, выступивших с сольным отделением, стал И. И. Соломенников, исполнив в начале 50-х годов Концерт для баяна в трех частях Н. Чайкина (партия фортепиано — В. Денисенко). Позднее, вероятно с отделениями, выступали В. П. Карев (Абакан), учащиеся-выпускники музыкальных училищ (к сожалению, документальных сведений этому в виде афиш и рецензий в газетах нет). В 1969 году в малом зале Новосибирской консерватории дал сольный концерт в двух отделениях красноярский баянист Г. К. Зиновьев. А в Красноярске первым среди профессиональных баянистов с сольным концертом выступил Е. Е. Юрист. Произошло это знаменательное событие осенью 1972 Года в концертном зале педагогического училища имени А. М. Горького.
Ефим Ефимович Юрист (1947) после окончания Горьковской консерватории (класс заслуженного деятеля искусств России, профессора Н. Я. Чайкина) по распределению ле-том 1972 года приехал в Красноярск и стал работать педагогом по классу баяна в педагогическом училище имени А. М. Горького, совмещая педагогику с концертной деятельностью в качестве солиста-инструменталиста в краевой филармонии. С первых концертов молодого музыканта стало ясно, что в Красноярском крае появился незаурядный исполнитель. Публика отметила разноплановость исполнительского мастерства баяниста: помимо сольного концертирования Е. Е. Юрист легко и изящно справлялся с концертмейстерскими обязанностями в лекторийных бригадах, ярко проявил себя как камерный музыкант. «Скрипач А. Ривкин и баянист Е. Юрист подготовили новые программы из произведений компо-зиторов-классиков: «Вечер скрипичной музыки», «Камерные произведения Брамса», «Любимые произведения Ильича». Программы были подготовлены на высоком профессиональном и художественном уровне и исполнялись артистами не только в Красноярске, но и во многих районах края». «Много добрых слов сказано в Северо-Енисейске и Богучанах о концертах скрипача А. Ривкина и баяниста Е. Юриста, выступавших с серьезной классической программой не только в этих районных центрах, но и в самых отдаленных селах». Баянист часто выступал по радио и на телевидении. Одно из таких выступлений не прошло мимо внимания А. Е. Шварцбурга — художественного руководителя филармонии: «Все, кто слышал игру Ефима Юриста, отметили и тонкую музыкальность, и виртуозное владение инструментом. Он обладает и еще одной важной способностью — умением выявить большие возможности, заложенные в баяне. Из-под его пальцев, не утратив своего величия, разливаются по залу прелюдия и фуга ре-мажор Баха, слышится мощь и красота хора из оперы Мусоргского «Борис Годунов», — одним словом, звучит музыка» По мере роста исполнительского мастерства и опыта музыкант начинает тяготеть к цельным программам, предпочитая выступать с сольными концертами в одном и двух отделениях. Но и в сольных концертах, наряду с классическими сочинениями или крупноплановыми произведениями советских композиторов, Е. Е. Юрист обязательно включал пьесы, доступные восприятию рядового слушателя, не опускаясь в их интерпретации до банальности. Как правило, концерты баяниста не оставляли равнодушных в зале: «Заряд бодрости, жизнелюбия, одухотворенности получают слушатели, побывавшие на концертах этого замечательного музыканта. Каскады пассажей, акустические эффекты, ювелирные технические приемы, юмор, изобретательность... Спасибо за прекрасные мгновения, волшебник из Сибири!». Среди лучших сольных концертов к творческим удачам можно отнести вечер баянной музыки с участием симфонического оркестра Красноярской краевой филармонии (дирижер — заслуженный деятель России И. В. Шпиллер). Концерт состоялся в апреле 1985 года в малом зале краевой филармонии. Прозвучали четырехчастная соната № 3 В. Золотарева, одночастная соната красноярского композитора В. Сенегина, четыре интермеццо И. Фельда (первое отделение), две части «Концерта для многотембрового баяна, струнного оркестра и ударных О. Проститова (также красноярского композитора). «А затем прозвучал, ставший популярным за многие годы сценической жизни (с 1951 г.), «Концерт № 1 для баяна с оркестром» Николая Чайкина. И оркестр, и солист сделали все, чтобы превратить исполнение в подлинный праздник для тех, кто любит «старый, добрый баян» и вообще хорошую музыку». Названным концертом Е. Е. Юрист не только подытожил свой, более чем десятилетний творческий стаж исполнительской деятельности на красноярской земле. Концерт предоставил возможность слушателям познать и оценить современную исполнительскую баянную школу высшего мастерства. Успех артиста, кроме всего прочего, заключался в том, что он «...избрал линию наибольшего сопротивления», составил большую часть программы из очень сложных сочинений». Впрочем, и в этом концерте Е. Е. Юрист, уступив просьбам публики, исполнил собственные фантазии эстрадно-развлекательного плана. Вскоре после концерта вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении красноярскому баянисту почетного звания «Заслуженный артист РСФСР». В дальнейшем Е. Е. Юрист ежегодно до конца 80-х годов показывался перед красноярцами с творческим отчетом и каждый раз представлял новые грани своего таланта. Он смело шел на риск в составлении программ очередных концертов, где предлагал, казалось, несовместимые с баяном фортепианные сочинения Бетховена и Скрябина. Но риск оправдывался блестящими интерпретационными удачами. Характерным признаком последующих концертов стала их многоплановость, где мирно уживались классика, народная музыка, эстрада. Вот, например, как выглядела программа сольного концерта 4 февраля 1989 года (Малый зал филармонии, абонемент «Звучат русские народные инструменты»): Бах. Прелюдия и фуга ре мажор; Бетховен. Вариации на тему арии из оперы Моцарта «Дон Жуан»(!); Скрябин. Соната № 1, опус 6 (!!); Паганини-Лист. Кампанелла; Шуман. Грезы (первое отделение); Паницкий. Две транскрипции (Крейслер. Вальс «Радость любви», обработка русских народных песен «Вот мчится тройка почтовая» и «Как под яблонькой»); Белов. Вариации на тему русской народной песни «Степь да степь кругом»; Семенов. Белорусская полька «Янка»; Юрист. Цыганские мелодии; Юрист. Вариации на песню Е. Птичкина «Сладка ягода»; Иванов. Парафраз на тему русской народной песни «Утушка луговая». На «бис» баянист исполнил собственные вариации на тему «Коробейники». Многогранность таланта музыканта особо подчеркивается его сочинениями для баяна, в которых он делает акцент «...на виртуозность, эстрадную броскость, образность, ритмическую упругость и стремительность». Через экспертизу сибирского отделения ВААП прошли такие его сочинения, как «Тема с вариациями», «Молдавская хора», «Вариации на тему русской народной песни «Коробейники», «Цыганские мелодии», «Фантазии на темы песен Великой Отечественной войны», «Вариации на тему песни Е. Птичкина «Сладка ягода», «Фантазия на еврейские темы» и др. Часть из них наиграна баянистом на грампластинку, выпущенную фирмой «Мелодия» в 1988 году, другие записаны в фонды Всесоюзного и краевого радио. Е. Е. Юрист с особым удовольствием играл в дуэтах с известными домристами и балалаечниками — лауреатами всероссийских конкурсов В. Зеленым и О. Давыдовым, заслуженными артистами России В. Авериным и Б. Феоктистовым, превосходно разбираясь в тонкостях звуковой палитры щипковых инструментов. С ростом популярности музыканта в общественной среде участились его гастроли по России и за рубежом, а с 1990 года Е. Е. Юрист окончательно перешел только на зарубежное концертирование.
Если Е. Е. Юрист родился и вырос на Украине (г. Каменец-Подольск), получил музыкальное образование в Хмельницком музыкальном училище и Горьковской консерватории, то другой известный красноярский баянист — Геннадий Константинович Зиновьев (1938) - коренной красноярец, в Красноярске же он получил среднее музыкальное образование. Музыкальная жизнь Г. К. Зиновьева была не столь счастливой, путь к профессиональной деятельности музыканта и педагога оказался долгим и трудным. Поначалу все складывалось как нельзя лучше. Семейные музыкальные традиции благоприятствовали раннему интересу к гармонике и баяну. На первых ступенях музыкального развития повстречался талантливый и умный наставник — Алексей Николаевич Скрябиков, в кружке у которого Г. К. Зиновьев с братом Виктором получили основные навыки владения баяном. И не только баяном: «Он был для меня богом и вторым отцом. Вводил меня в мир музыки, формировал меня как человека». В этом же кружке Г. К. Зиновьев познал первое концертное волнение, выступая в оркестре баянов и дуэте с братом. Что же касается получения профессионального музыкального образования, судьба рассудила иначе. Два года юный баянист учился в ДМШ № 1 у В. М. Серикова, затем поступил в музыкальное училище (1955 г.) в класс И. И. Черных. Однако в начале 1956 года его отчислили из учебного заведения. Вернулся к учебе только в 1961 году. Промежуток заполнился многими часами самостоятельных занятий за инструментом (комнату и баян предоставил А. Н. Скрябиков), практической работой в концертных бригадах Красноярской краевой филармонии (конец 1956 — ноябрь 1957 г.г.), службой в Советской Армии. Зиновьев Г. К. с теплотой вспоминает о людях, которые не дали пасть ему духом, укрепили его веру в достижение музыкальных высот: В. В. Варначева — руководителя концертной бригады, с которой баянист съездил в свою первую гастроль: «Он научил меня эстрадному поведению, свободе, умению держаться на сцене. И этим он занимался со мной специально»; М. Л. Коренберга — замполита воинской части, где служил Г. К. Зиновьев: «Он взял надо мной шефство»; В. М. Березовскую — певицу, которая «...много мне помогала и в филармонической жизни, и в аккомпанементе подсказывала,.. перед выходом на сцену поддерживала»20. Наконец, в сентябре 1961 года Г. К. Зиновьев вернулся в класс И. И. Черных. Началась учеба в Красноярском музыкальном училище. Первые месяцы оказались для учащегося не интересными: «И. И. Черных посадил меня на легкий репертуар... Он был очень строг в этом отношении: «Сыграйте то, что я вам дал, так, как я хочу! Когда научитесь играть этот репертуар, тогда и будете играть более сложные произведения». В начале апреля 1962 года И. И. Черных скончался. На панихиде, состоявшейся 9 апреля в музыкальном училище, Г. К. Зиновьев исполнил на выборном баяне «Элегию» Массне. Остальные три года он учился у И. И. Соломенникова, в классе которого выучил и исполнил пьесы из «Времен года» Чайковского, «Картинок с выставки» Мусоргского, сочинения Баха, Бетховена, Лядова. В государственную программу выпускника вошли: Прелюдия и фуга до мажор И. Баха (ХТК, 1т.), «Кампанелла» Паганини-Листа, «Осенняя песнь» Чайковского, «Токката» Мяскова, русская народная песня «Меж крутых бережков» в обработке Ю. Казакова. Отличная оценка за госпрограмму укрепила намерения Г. К. Зиновьева продолжить учебу в вузе. Однако в ГМПИ имени Гнесиных его ждала неудача: несмотря на то, что он сдал успешно все приемные экзамены, комиссия предложила ему учебу на заочном отделении, сетуя на возраст (27 лет). «Меня такое решение ошарашило. Я видел и слышал, как играли поступающие, поэтому отказался от предложения комиссии, уехал домой». В очередной раз А. Н. Скрябиков не упустил своего питомца из виду и настоял на поездке в Новосибирск, не теряя времени, там еще проходили приемные экзамены на заочное отделение НГК. Зиновьев Г. К. был принят в консерваторию без экзаменов по результатам приемных испытаний в ГМПИ имени Гнесиных. И вновь первый год учебы оказался неудачным (как и в училище): из-за затянувшихся гастролей студент опоздал на зимнюю сессию. Ректорат консерватории учел просьбу Красноярской краевой филармонии и не исключил Г. К. Зиновьева из числа студентов, оставив его вторично на первом курсе. Годами учебы в НГК баянист остался доволен: «У меня глаза по-новому раскрылись. В моей программе появились сочинения Шостаковича, Гершвина, Оннегера. Неожиданный для меня мир!.. Расширилась эрудиция... На третьем курсе я исполнил сольный концерт в двух отделениях». Получение вузовского диплома не успокоило Г. К. Зиновьева. Одновременно с учебой он стал работать педагогом класса баяна в Красноярском училище искусств. И это направление в своей творческой жизни музыкант считает одним из главных. Десятки учеников получили в его классе самостоятельную дорогу: Н. Тищенко работает в Москонцерте, В. Шахов окончил КГИИ и трудится рядом с учителем в училище искусств, В. Двинянин после окончания КГИИ уехал в Санкт-Петербург, где преподает в ДМШ... А сам педагог, как всегда, находится в поисках новых путей для пропаганды своего любимого инструмента. Он ежегодно выступает с отчетными концертами в родном училище и подшефных школах, подключая к этому своих учеников. Например, в Ужурской детской музыкальной школе Г. К. Зиновьев помимо собственного сольного отделения предложил послушать ученикам и педагогам школы небольшие программы учащихся А. Касимова и А. Максимова. В этом концерте «...проявилась еще одна грань мастерства педагога-исполнителя Геннадия Зиновьева: конструировать программу, придать такое динамическое развитие от одного произведения к следующему, что эмоциональный заряд слушателей не истощается от постоянного напряженного внимания на крупных произведениях. Напротив, разрядка, шутка раздвигает возможности слушателей сопереживать, соучаствовать». С 1967 года Г. К. Зиновьев стал выступать в концертах дуэтом с балалаечником А М. Тумановым-Титиневым, перейдя из филармонической сферы в Красноярское отделение общества «Знание». Программы дуэта составлялись и объединялись какой-либо темой, (например, «Песня — душа народа», «Музыка на фронтах Великой Отечественной войны» и др.). Чаще всего длительность концерта не превышала 70—80 минут, где полчаса играл баянист, полчаса — дуэт, 15—20 минут — лекция-беседа (лектор — А. М. Титинев). И таких концертов артисты дали более полутысячи. Музыкант и педагог Г. К. Зиновьев не успокаивается в творческой жизни: « Я работаю, играю, но все время учусь».
Из других профессиональных баянистов следует отметить Анатолия Сергеевича Зыкова (1954). Хотя с 1973 года он живет и трудится в Санкт-Петербурге (Ленинграде), истоки его исполнительского мастерства находятся в Черногорской музыкальной школе, где баянист учился у В. В. Назарова. После окончания школы А. С. Зыков посту-пил в класс И. И. Соломенникова (Красноярское учили-ще искусств). В начале четвертого курса он впервые по-чувствовал на себе «огонь» конкурсных испытаний, участвуя в I-ом Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах. Естественно, учащемуся училища было трудно конкурировать с баянистами, имеющими за плечами консерваторское образование, или студентами вузов. Лиха беда — начало! Через шесть лет А. С. Зыков — выпускник Ленинградской консерватории по классу профессора П. И. Говорушко — завоевал вторую премию и серебряную медаль на Международном конкурсе «Кубок мира» (г. Лодзь, Польша).
Валерий Анатольевич Микицкий — дважды лауреат 2-го Всесоюзного конкурса баянистов и аккордеонистов (г. Ворошиловград — Луганск, 24 ноября — 10 декабря 1984 г, III-я премия) и I-го Международного конкурса баянистов и аккордеонистов (г. Москва, 5— 10 декабря 1990 г., II-я премия). Начинал он свой музыкальный путь в ДМШ г. Красноярска-45, затем продолжил обучение в Красноярском училище искусств (класс Д. В. Курганского). Учащийся училища В. Микицкий успешно выступил на II конкурсе отделений народных инструментов училищ Восточной Сибири (г. Братск, 5—10 апреля 1982 г.). Именно тогда, по словам местной газеты «Красное знамя» (14 апреля 1982 г.), Валерий Микицкий показал «...яркую, умную и виртуозную игру». Упорный труд в студенческие годы в стенах КГИИ (класс доцента В. И. Литвина) привел к заслуженному успеху на Всесоюзном конкурсе. Таким образом, В. А. Микицкий стал первым выпускником кафедры народных инструментов КГИИ, имеющим столь вы-сокое звание. Еще больший успех ждал музыканта на международном конкурсе, впервые проведенном в России. «С первого до третьего тура красноярский музыкант шел уверенно, смело, вызывая своей игрой оживленный интерес у публики, которая аплодисментами встречала каждый его номер, — редчайший случай в конкурсной практике!». С ноября 1991 года В. А. Микицкий начал педагогическую деятельность в родном вузе (перед этим он завершил учебу в ассистентурестажировке при ГМПИ имени Гнесиных, руководитель — заслуженный артист России, доцент Ю. А. Вострелов), совмещая ее с концертами. Красноярские слушатели (и не только красноярские) с усиливающимся интересом воспринимали искусство земляка. Например, в февральском 1991 года концерте баянист убедил их интерпретацией самых разных сочинений. Они увидели перед собой необычайно одаренного и высокопрофессионального исполнителя. Автор строк поинтересовался после концерта мнением отдельных красноярских музыкантов. Заведующий кафедрой народных инструментов КГИИ А. Ю. Бардин: «Идеально слышит инструмент. идеально им владеет, техника отходит на второй план, как бы растворяясь в интерпретации». Композитор О. И. Меремкулов: «Чувствуется, что музыкант находится на периоде осмысления своих возможностей и поиска своего репертуара. Получил удовольствие от «Паганинианы» Бреме и от музыки, и от музыканта. Для такого исполнителя хочется писать». Художественный руководитель краевой филармонии В. Я. Пороцкий: «Надеюсь на его творческое сотрудничество с филармонией». В сказанных словах видится будущая музыкально-творческая жизнь В. Л. Микицкого. Из всего изложенного очевидно, что баянисты, баянное исполнительство оставили глубокий след в музыкальной культуре Красноярского края. Характеризуемое в профессиональной жизни двумя направлениями — коллективной и сольной игрой — баянное искусство, представило нам яркие, колоритные ансамбли и высококлассных солистов-инструменталистов.
В.А.Аверин "Таланты народные" |