Юбилейный фейерверк
(к 50-летию С. Найко)
Александр Гойхман, выпускник класса С.Ф. Найко, лауреат всероссийского конкурса, дирижер Пермского оперного театра: … Дело учителя представляют его ученики. Сколько их раскидано по России! Преподают, концертируют! А сколько лауреатов всевозможных конкурсов!? Я со счета сбился!
Мне посчастливилось быть одним из первых «конкурсантов» Сергея Фёдоровича. Никогда не забуду, как он «рвал и метал», когда нас «скидывали» справедливо или несправедливо, и радовался как ребенок удачному выступлению на каком-нибудь из туров.
Вообще, Сергей Федорович относится к той редкой породе человека-педагога, который за своих учеников готов идти « в огонь и в воду».
Меня это восхищает в нем! Конечно, ему тяжело с нами, ведь мы приходили к нему, по сути, детьми, ничего не знающими о жизни и редко хоть чему-нибудь обученными в профессии. Помню, на 1-2 курсах уроки по специальности у меня проходили вместо положенных 1ч. 30м. в день по 5-6 часов кряду! У Сергея Федоровича хватало сил, ума, такта, терпения возиться со мной.
Я буду благодарен ему всю жизнь, ведь это он и никто другой заложил мне прочный фундамент в импровизационном подходе к музыкальному материалу, к безграничной фантазии и к сиюминутности творческого действа, а я все это считаю главным в исполнительском искусстве.
Алексей Голобоков, студент 5 курса класса Найко С.Ф., лауреат региональных, всероссийских и международных конкурсов, участник баянного ансамбля «Токката-дуэт»: В 1996 году на фестивале баянной музыки «Дни гармоники в Забайкалье» я впервые встретился с Сергеем Федоровичем Найко, где он был председателем жюри, играл концерт. Хочется отметить, что, услышав этого музыканта, я испытал потрясение. Впервые я встретил музыканта, артиста, который буквально занимал все акустическое пространство сцены и зала. Ошеломил тот большой энергетический поток, исходивший от этого человека. Все это сыграло огромную роль в моем дальнейшем профессиональном развитии.
Потом наши встречи с Сергеем Федоровичем происходили регулярно – каждый приезд С.Ф. в Читу сопровождался не только концертом, но и мастер-классом. В некоторых из них я принимал участие. Здесь С.Ф. открылся для меня как талантливый педагог. Меня поразило, с какой легкостью, а самое главное, доступностью, он объяснял то, что требуется от ученика – не выполнить его наставления было нельзя! Обучаясь в его классе в Академии музыки и театра, видишь и чувствуешь, как он точно «достает» и раскрывает в исполнении своих учеников смыслы, скрытые в том или ином произведении. Складывается впечатление, будто он присутствовал вместе с композитором при написании, и композитор передал ему свои ощущения и чувства, в свою очередь, С.Ф. передает их своим ученикам. И далее – во внеурочное время он ориентирует своих учеников в их жизненных ситуациях, направляет их на заданные цели.
Неотъемлемой частью деятельности этого музыканта является работа над переложениями пьес различных стилей и эпох для баяна. Отличное знание области музыкального искусства, философии и мировоззрения того или иного времени помогает этому человеку в нелегком труде. Подтвердить мои слова могут вышедшие из печати сборники его транскрипций.
Подводя итог можно сказать, что С.Ф. Найко представляет собой человека многогранного, всесторонне развитого, который без устали трудится и совершенствуется день за днём.
Вадим Вершков, студент 5 курса класса Найко С.Ф.: Сергей Найко – яркая, крупная и многогранная музыкальная личность со своим оригинальным и неповторимым творческим обликом. Деятельность этого музыканта-универсала весьма масштабна. Универсализм – явление редкое не только в музыкальном искусстве, но истинный талант всегда ёмок и многогранен. Сергею Найко посчастливилось совмещать в себе качества блистательного исполнителя, высокоодаренного педагога, методиста и музыкального просветителя. Нисколько не преувеличивая, талант Сергея Найко в этой области музыкальной деятельности, хочу сказать, что лично на меня произвело потрясающее впечатление и оказало воздействие высокоорганизованное искусство словесности только двух музыкантов – великого дирижера Геннадия Рождественского, с его просветительскими лекциями, и своего педагога.
Большинство музыкантов-профессионалов и любителей знают Сергея Найко как выдающегося исполнителя. Но, к сожалению, далеко не все имеют полное представление об этой яркой личности и прекрасном человеке. Совершенно новые грани открываются в общении с Сергеем Найко как педагогом, ибо педагогическая деятельность в полной мере раскрывает душевные качества этого человека. Сергей Федорович педагог с искрой Божьей. Интересно наблюдать, как совершенно разные студенты творчески воспламеняются в его педагогической лаборатории. Талант, данный Богом, всегда трудно разгадать, ибо это высокое таинство. Лично я, как его студент могу в некоторой степени разгадать секрет обаяния этого педагога. Почему у Сергея Федоровича самое большое количество студентов? Я думаю, что это происходит в равной мере как от того, что это педагог с колоссальным мастерством и опытом, так и потому, что здесь срабатывает магическое обаяние, притягивающее людей. Бытует мнение, что у Сергея Федоровича учатся самые талантливые студенты и потому ему удается сделать из них больших исполнителей. Это совсем не так. В класс Сергея Найко попадают самые разные по уровню дарования ученики. И, тем не менее, почти каждый из них становится оригинальным и сильным исполнителем. За очень редким исключением Сергей Федорович говорит, что не смог добиться желаемого результата от того или иного студента. Но все-таки, пока такой студент находится в руках этого педагога, над ним все равно сияет ореол таланта Сергея Найко – педагога.
У Сергея Федоровича есть поразительный талант психолога с большой интуицией, что позволяет ему создавать нужную для разных учеников психологическую атмосферу, в которой бы наиболее полно раскрывались таланты его воспитанников. За классным чаем проводятся со всеми студентами самые разные беседы, что является фактором подлинного демократизма и, конечно же, при аристократизме духа Сергея Найко – это производит потрясающий результат.
Лично я попал в класс Сергея Федоровича уже в зрелом возрасте. На собственном опыте ощутил талант педагога и методиста. Я понял, что еще далеко не все умею. Педагогическая плодовитость Сергея Найко уникальна. После каждого занятия я уносил с собой как драгоценный клад что-то новое. С поразительной страстностью и самозабвением, не щадя сил Сергей Федорович разбивает ложные стереотипы мышления и, в конечном счете, всегда оказывается прав.
Одним из самых сильных музыкальных впечатлений в моей жизни был сольный концерт Сергея Найко, который я посетил в ранней юности. Незабываемые транскрипции композиторов-клавесинистов, гениальные интерпретации сочинений Владислава Золотарева и многое другое… Искусство Сергея Найко должно быть обязательно зафиксировано на дисках. К сожалению, пока не находится спонсоров для таких изданий, а пластинка, записанная на фирме «Мелодия» в 1989 году так и не увидела свет. Приходится довольствоваться записями на кассетах, а это несерьезно для музыканта такого масштаба. Музыкант мирового уровня, по воле случая оказавшийся в Сибири, наша гордость, а спонсоров для издания компакт-дисков до сих пор нет. Это большое упущение. К счастью, издаются методические пособия и сборники транскрипций Сергея Найко. Эти издания являются непреходящей ценностью и надолго переживут своего создателя.
В заключение хочу сказать, что благодарен судьбе, которая свела меня с этим музыкантом и человеком и, думаю, все те музыканты, которые общаются с Сергеем Найко присоединятся к моим словам.
Владимир Некрасов, доцент института искусств Сямыньского государственного университета КНР, лауреат международных конкурсов, Заслуженный артист России: В начале 80-х кафедру народных инструментов КГИИ взволновало событие: появление нового педагога – выпускника Гнесинки, лауреата Всесоюзного конкурса в Новосибирске и международного конкурса в Клингентале, баяниста Сергея Найко. Для нас, студентов, приехавших в институт из отдаленных уголков Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока, возможность лично общаться с музыкантом такого уровня казалась чем-то необыкновенным. Слухов – хоть отбавляй: ученик самого Ф.Р. Липса, играет великолепно, техника – высший класс (левой, на выборной клавиатуре, - как правой). Говорили даже, что у «С.Ф.» разряд по боксу…
Все ждали концерта, и он состоялся через месяц с небольшим. Впечатление от того выступления С. Найко у меня осталось на всю жизнь. Было все: интереснейшая программа, виртуозное владение инструментом, новейшие для того времени приемы игры мехом, разнообразные глиссандо, кластеры, но главное – неповторимое, по оркестровому насыщенное звучание баяна. Звук, от которого не можешь оторвать внимание, который поглощает тебя полностью и растворяется в тебе, а музыкальная материя становится почти осязаемой. Это мастерство звукоизвлечения высшего порядка, идущее от разума и сердца, а также понятное и стройное изложение музыкального материала, искренность самовыражения за инструментом, являются, на мой взгляд, отличительными чертами музыканта и артиста Сергея Найко.
Потом были новые программы, концерты, записи на радио и ТВ, методические конференции и открытые уроки в училищах и школах, организация фестивалей и конкурсов. К нему, наполненному свежими идеями, энергией, огромным желанием передать свои знания и умения, поехали учиться молодые музыканты из разных регионов. Говоря о педагоге и Учителе, во всеохватывающем значении этого слова, важно отметить, что, при всем многообразии форм и методов обучения С.Ф. Найко старается развивать в учениках самостоятельность, как в музыкальном творчестве, так и в жизни. Помимо обучения музыке и баянизму как таковому, он подталкивает учеников к самореализации, воспитывает творческую инициативу, заражает энергией и увлеченностью. Наверное, поэтому воспитанники Сергея Федоровича ярко проявляют себя в самых разных направлениях музыкального исполнительства и в педагогике. Одни стали прекрасными солистами-баянистами, артистами оркестров и ансамблей, дирижерами, другие – педагогами в учреждениях музыкального образования, есть даже первоклассный мастер по ремонту инструментов (профессия нужная и редкая).
Про себя скажу, что обучение в аспирантуре Красноярской академии музыки и театра под руководством профессора С. Найко стала для меня вторым музыкальным рождением, позволило подняться на новый уровень творчества.
Работая на всех ступенях музыкального образования, С.Ф. Найко накопил богатый педагогический опыт, который обобщил в ряде методических разработок и пособий. Многие из них с успехом используются на практике другими педагогами, а некоторые вызвали волны обсуждений и дискуссий. Здесь уместно вспомнить о «постановочном комплексе баяниста» Найко, который получил широкую известность в России. Сколько иронии я слышал по поводу «левосторонней постановки Найко», сколько «за» и «против», но! Если видеть главное, и проводить весь комплекс действий, а не просто отставлять в сторону левую ногу, то понятно зерно идеи – сделать игру на баяне (достаточно тяжелом инструменте) более простой и удобной в физическом плане. А это так важно, особенно для детей и исполнителей невысокого роста! К тому же, во всем нужна мера: ведь постановка самого Сергея Федоровича и лучших его учеников совершенно естественна и эстетична. К слову сказать, С. Найко вовсе не делает из методики догму, всегда оставляет ученикам право выбора, что говорит о многом, и в первую очередь – о его человеческих достоинствах.
Необычайно увлеченный человек, он все старается довести до конца, до результата. Он умеет и может многое: на баяне играть и учить, и стиральную машинку починить, и шапку сшить. Помню, после госэкзаменов штурмовали с ним дикую забайкальскую речку – дебри непроходимые. Профессор упорно махал удочкой, шагал километр за километром и не ныл, добывая хариусов на уху. И так во всем – и в профессии, и в жизни. С ним интересно и надежно.
С юбилеем Вас, Сергей Федорович! С новым творческим и жизненным рубежом! Всех благ!
Раиса Самойлова, преподаватель высшей категории ДШИ № 5 г. Ярославля: Я узнала С. Найко в 1994 году во время открытого регионального фестиваля-конкурса музыкального творчества детей и молодежи «Надежда-94», где он был председателем жюри секции «баян-аккордеон». Вслед за конкурсом состоялся концерт-открытие фестиваля мастеров народно-инструментального искусства «Звезды над Енисеем», где участниками были молодые исполнители на народных инструментах из Киева, Москвы, Минска, Липецка и других городов. Среди исполнителей был и С. Найко, он же был художественным руководителем фестиваля. До этого я слушала многих баянистов высокого ранга. С уважением относилась к их творчеству как рядовой преподаватель музыкальной школы, но исполнение Сергея Федоровича было особенным. В его исполнении прозвучали произведения французских классиков, Владислава Золотарева, народная музыка. Игра была яркая, эмоциональная, виртуозная. Во всем прослеживался индивидуальный стиль художника-мастера. От «тремоло мехом» захватывало дух. Навсегда покорили мое сердце «Дофина» Ж.Ф.Рамо, сюиты Золотарева, р.н.п. «Ой, да ты, калинушка» и целый ряд др. произведений. Были другие концерты, которые оставляли глубокий след в душе и великую благодарность исполнителю.
С.Ф. Найко ведущий специалист на всех ступенях музыкального образования. Он занимается детской педагогикой. Неизменный председатель или член жюри на многих музыкальных конкурсах края и региона. Его методическое издание «К вопросу о постановке баяниста» стало настольным многих преподавателей-баянистов музыкальных школ. В современной жизни обучение в музыкальных школах становиться несколько проблематичным. Дети приходят со слабыми музыкальными способностями. Это методическое издание помогает преодолеть барьер дискомфорта на первоначальном этапе обучения и не потерять интерес в занятиях музыкой.
Я была слушателем его методических семинаров. Мои ученики были представлены для мастеркласса. В музыкальной школе г. Назарова Красноярского края, где я много лет работала, он был консультантом отдела народных инструментов. Это были ценнейшие уроки мастерства, как для преподавателей, так и для детей. Мы всегда с нетерпением ждали его приезда. Это был такой творческий подъем, взаимопонимание, желание общаться с ним, как с человеком высокой эрудиции и порядочности! Это человек и музыкант с большой буквы. Я благодарна судьбе за то, что в моей жизни был и есть С.Ф. Найко.
Юрий Ястребов, кандидат искусствоведения, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств: …Кажется, совсем-совсем недавно (в 1979 году!) состоялся Всесоюзный конкурс баянистов, где я впервые увидел и услышал Сергея Найко. В полупустом Концертном зале Новосибирской консерватории шла репетиция участников заключительного тура, исполнявших в сопровождении оркестра одно из обязательных сочинений: Концерт Ю. Шишакова, Концерт-поэму и Концерт № 3 А. Репникова.
Найко на той памятной репетиции выгодно выделялся среди своих соперников, большинство из которых были известны у себя дома, но которым предстояло войти в анналы истории баяна. Выделялся этот молодой человек не столько игрой, ибо шла черновая работа над кусками, сколько поведением. Не считаясь с присутствием за дирижерским пультом В.П. Гусева, Найко вскакивал со стула, делая какие-то замечания оркестрантам через голову дирижера. Эта уверенность на грани самоуверенности лично мне не пришлась по душе. Но вместе с тем оставила след, коль скоро помню до сих пор ту репетицию. Уверенность, вера в то, что делаешь или хочешь сотворить на сцене, - это определенный карт-бланш ожидаемого успеха.
Именно эта черта Сергея Фёдоровича Найко импонировала и импонирует мне до сих пор. Что бы он ни делал: выступает ли с анализом и оценкой конкурсанта, произносит ли вступительное слово перед концертом или дает краткий комментарий, предваряя очередной номер своей концертной программы на сцене, не говоря уже о самой игре – во всем чувствуется вера и уверенность.
После Всесоюзного конкурса через 15 лет, т.е. в 1994 году, мы оказались с ним в составе жюри Всероссийского открытого (международного) конкурса исполнителей на народных инструментах – студентов музыкальных вузов, состоявшегося на базе Астраханской консерватории. В дни проведения конкурса центральным событием «закадровых будней жюри» явилось известие о присвоении Фридриху Липсу почетного звания «Народный артист России». Не каждый день народники получают звание народных! И все же, опуская детали чествования нашего мэтра, целесообразно вернуться к теме данного интервью, касательно имени Сергея Найко.
В Астрахани был тот же, что и в Новосибирске, уверенный в себе человек. К счастью, от юношеского снобизма не осталось и следа. Казалось бы, находясь рядом с Фридрихом Липсом, бывшим вузовским педагогом и руководителем по ассистентуре-стажировке, можно как-то стушеваться, поскромничать, приземлиться. Ан, нет. И на официальных заседаниях жюри и на «закадровых посиделках» Найко вёл себя ровно, с достоинством и, как всегда, уверенно. Наградой и одновременно следствием этой уверенности явилась заслуженная победа на этом конкурсе его ученика Сергея Борисова, который шел с явным отрывом по баллам от своих соперников-конкурсантов, представлявших практически все музыкальные вузы России.
Следующая наша встреча состоялась три года спустя на берегах Невы в дни проведения международного фестиваля «Балтика-гармоника». О своих фестивальных впечатлениях мне довелось рассказать на страницах «Народника» (1997, № 2) в обзорной статье «Служенье муз не терпит суеты» Но и сегодня, спустя десять лет, я готов подписаться под каждым своим словом оценки яркого неординарного явления, каким предстает Сергей Найко:
«Программа фестиваля безусловно обогатилась за счет внеконкурсных концертов гостей, среди которых выделим две сольные программы заслуженного артиста России, лауреата международного конкурса Сергея Найко из Красноярска. Как ни странно, но это первый приезд артиста в Петербург. Многие знали его, так сказать, заочно - в основном по грамзаписям. И вот теперь воочию могли познакомиться с его мастерством. Коммуникабельный, импульсивный, неординарного мышления собеседник. Таким он предстает и на сцене.
«Испанская музыка» - программа с монографической направленностью - редкий гость в баянном концерте. Найко предстает в ней в двух ипостасях: как музыковед, предпосылая каждому сочинению краткие комментарии, и как интерпретатор, подтверждая словесные пояснения звуковой материей.
(…) В программе потрясает многое, прежде всего - звук. Насыщенное без крика форте, и плотное с вокальной «опорой на дыхание» пиано как нельзя лучше соответствуют избранной тематике программы.
Кстати сказать, эти отличительные качества С. Найко составляют сущность его исполнительского кредо, в чем можно было убедиться, послушав и вторую программу, исполненную им в зале Академической Капеллы. «Испанский блок», разбавленный сочинениями французских клавесинистов (Пассакалия Куперена и Дофина Рамо), убедительно доказал, что в лице этого самобытного музыканта баянное исполнительство имеет веский аргумент и против «силовой игры» любителей покричать и против наметившейся тенденции «шептунов от баяна». Увы, истина всегда - между полюсами.
В 1998 году мне вновь довелось работать с ним в составе жюри и международного конкурса «Надежда» в Красноярске, куда я был приглашен в качестве председателя жюри в номинации «баян и аккордеон».
… И вот известие о предстоящем 50-летии Сергея Фёдоровича Найко явилось, словно гром среди ясного неба. Неужели уже 50? Нет, еще – 50! Пусть же следующие юбилеи явятся подтверждением того, о чем мне довелось вспомнить в этом весьма необычном интервью с одним-единственным вопросом о Найко – музыканте, артисте, педагоге, человеке.
Мне остается только присоединить свой голос к многоголосному хору поздравляющих юбиляра людей с пожеланием всего доброго и бодрого. Так держать, дорогой юбиляр!
Борис Плотников, заслуженный работник культуры, член Союза композиторов России, доцент кафедры теории музыки и композиции КГАМиТ: Принадлежа к поколению, которое еще застало обучение и исполнительство исключительно на баянах с готовыми аккордами басовой клавиатуры и стало свидетелем возникновения готово-выборных баянов, могу заметить, что именно эта метаморфоза инструмента открыла возможность адекватно исполнять не только произведения классической музыки, но и современный, даже «авангардный» репертуар. Если еще сорок-пятьдесят лет тому в репертуаре преобладали обработки народных песен, выполненные самими баянистами, не претендующие на композиторскую оригинальность и открытие новых рубежей, сегодня репертуар обогатился сочинениями, созданными профессиональными композиторами специально для баяна. Большое место занимают и произведения, в свое время написанные для клавесина, фортепиано и других инструментов и ансамблей.
И важная роль в создании и продвижении такого репертуара принадлежит профессору Красноярской академии музыки и театра Сергею Федоровичу Найко. Безупречный вкус и тонкое ощущение возможностей инструмента позволяют ему безошибочно выбирать произведения, которые поддаются перенесению в тембровое поле баяна без утраты специфического музыкального содержания. Такое перенесение сродни художественному переводу иноязычной поэзии. Ведь сколь угодно, точный, «правильный» подстрочник способен убить живую душу оригинала. Так и простое буквальное распределение нот клавирного или ансамблевого произведения между правой и левой клавиатурами баяна способно с помощью такого препарирования «плоти» произведения умертвить его дух. И безусловным достоинством, достижением С.Ф. Найко является именно способность к такому художественному «переводу», который позволяет, осторожно оперируя плоть, сохранять живую душу музыки.
Это не было бы возможным, не будь автор транскрипций выдающимся исполнителем. Наличие мощной технической оснастки у мастеров такого класса предполагается «по умолчанию». Специфической же особенностью мастерства С.Ф. Найко, кроме полного баланса между эмоциональным и рациональным началами, является тончайшее владение тембрами и беспредельно широкомасштабный охват произведений, благодаря которому они не «складываются» из мотивов, фраз и других структурных единиц музыкального текста, а предстают цельными органичными данностями, в процессе становления естественно расчленяющимися на иерархически соподчиненные структурные единицы.
Тембровое богатство особенно ярко проявляется в интерпретации произведений композиторов ХХ века, как, скажем, произведений Золотарева с их сложной гармонией, «Фресок» О. Меремкулова, отличающихся специфическими сонорными эффектами. Оно придает изысканный колорит его исполнению музыки Барокко и классической эпохи.
Стоит присовокупить, что как сын своей эпохи артист виртуозно овладел современной электронной техникой. Мы знаем, что когда-то И.С. Бах сам гравировал доски с нотным текстом для публикации своих сочинений. С.Ф. Найко, не прибегая к помощи издательских «спецов», ноты своих транскрипций готовит к публикации собственноручно на компьютере
Ergo: важнейшей чертой, в которой проявляется богатство этой незаурядной личности, является сама разносторонность в проявлениях таланта, сплав концертного исполнителя, педагога, активного пропагандиста классической музыки в качестве автора транскрипций для баяна и классного компьютерщика.
Поэтому не может не радовать сам факт наличия в нашей среде такого яркого художественного явления, как Сергей Найко.
Пётр Гертер, лауреат международных конкурсов, Германия: Сергея Фёдоровича Найко я знаю с 1976 года, когда он поступил в ГМПИ им. Гнесиных, а я был на 5 курсе. Первое впечатление, которое у меня о нём сложилось, что это недостаточно сформированный, но самоуверенный паренек. Мнение это было, безусловно, поверхностное, так как никакого близкого общения между нами из-за разницы в возрасте в то время не было. Настоящее знакомство, переросшее в дружбу, началось, когда я после службы в армии в 1979 году начал учиться в ассистентуре-стажировке. К тому времени Сергей Фёдорович был уже лидером класса Ф.Р. Липса и нам было суждено с ним конкурировать на предстоящих Всероссийском и Всесоюзном конкурсах. Ситуация, не всегда способствующая хорошим отношениям между конкурентами, но мы, видимо, больше заботились о том, чтобы не уронить честь класса Липса и меньше, кто при этом победит. Сергей, например, великодушно исправил одну заученную мной фальшивую ноту в обязательной пьесе. На Всесоюзном конкурсе в Новосибирске наши дружеские отношения вызывали немало удивления и восхищения у студентов консерватории.
Годом позже я перевёлся на дневное отделение, и началось время теснейшего общения. Мы жили в общежитии на одном этаже, проводили почти все вечера вместе, беседовали обо всё на свете, слушали музыку и много играли друг другу. Я уже тогда понял, что Сергей – прирождённый педагог с замечательно тонким слухом и глубоким пониманием как музыкальных, так и инструментальных проблем. Особенно интересной была подготовка двух контрапунктов из «Искусства фуги» Баха к концерту класса Липса. Заключительный раздел последней неоконченной фуги цикла мы даже играли дуэтом. Счастливое время... (Ещё два умения Сергея я очень ценил – делать классные переложения и ремонтировать баян).
Затем наши пути разошлись, но контакты и дружба сохранились. Я всегда с вниманием и восхищением следил за его педагогической деятельностью. Увы, совершенно не знаю, как он сейчас играет, так как не слышал его уже добрые 25 лет... Думаю, что он, как каждый настоящий художник, раскрылся именно после окончания учёбы, в самостоятельной работе. Из редких встреч и из переписки вижу его колоссальный творческий рост и, как мне кажется, в росте этом немалая заслуга принадлежит его замечательной жене. Верность музыке и друзьям, необычайная трудоспособность, глубина, вдумчивость и ответственность во всех делах – эти качества всегда восхищают меня в моём замечательном коллеге.
Дорогой друг, желаю тебе дальнейших творческих свершений, талантливых учеников, интересных концертов, здоровья и счастья!
Фридрих ЛИПС
Проблема: «учитель – ученик» из разряда вечных. Это как игра в теннис; не может сложиться хорошая игра, если один из партнёров слабый. Так и в педагогике. Хороший педагог может, конечно, вытянуть кое-что из слабого студента, равно как и талантливый ученик достигнет определённых результатов даже без педагога (вспомним: Михаил Плетнёв после кончины своего профессора Якова Флиера, с которым, кстати, у него сложились не самые лучшие отношения, предпочёл закончить Московскую консерваторию самостоятельно, без педагога по специальности. То есть, если и тот и другой – яркие индивидуальности, то это ещё не гарантия того, что совпадают и их творческие взгляды). Но самое лучшее и результативное сочетание – это, конечно, талантливый учитель и талантливый ученик, мыслящие в одном направлении.
Сергей Найко – один из первых моих лауреатов и один из самых любимых учеников. Приехав в ГМПИ им.Гнесиных из украинского города Винницы, он поразил меня своим глубоким отношением к баянному искусству во всех его проявлениях. У него никогда не было поверхностных суждений о чём бы то ни было. Серёжа как губка впитывал все новые идеи, касающиеся репертуарных направлений, особенностей интерпретаций, вопросов переложений и транскрипций и т.д.
Причём, он не просто аккумулировал свежие идеи с последующей их консервацией, а творчески переосмысливал их, переплавлял со своими идеями и вырабатывал в себе собственное ко всему отношение. Могу констатировать, что мне как педагогу повезло с ним, поскольку оказалось, что наше видение баянных проблем абсолютно совпадало.
Уехав на педагогическую работу в Красноярский институт искусств, Сергей Найко не затерялся на просторах российской Сибири. В его учениках я вижу то же серьёзное отношение к своему делу, что и у их педагога. Его исполнительский талант в сочетании с ярким педагогическим даром привели к тому, что сегодня Красноярск является, пожалуй, самым привлекательным центром притяжения от Урала и до Дальнего Востока для молодых музыкантов-баянистов.
Вспоминаю слова из тоста моего педагога С.М. Колобкова на моём юбилее: «50 лет – это самый радостный юбилей!». И я хотел бы добавить Серёже: «50 лет – это когда уже многое знаешь и ещё многое умеешь. Ты многого достиг, но потолок в творчестве ещё не наступил и дай Бог, чтобы это было за горизонтом. Так держать! Горжусь тобой!».
|